Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности
Горы, море и дороги
Путешествие по Турции на автодомах
Парапланерные туры в формате экспедиций интересны в первую очередь тем, что всего за несколько дней можно посетить много локаций. А быть при этом не привязанными к гостиницам и цивилизации — ещё интереснее, тем более когда все заботы на плечах организаторов. Рассказываем об организации поездок на автодомах и опыте путешествия с учениками по югу Турции: Анталия — Бадемагаджи — Олюдениз — Памуккале — Анталия. Получилось интересное сочетание семейного отдыха с обучением полётам на параплане.

Александра Холоденко
инструктор клуба FLYDAY
Организация путешествия в автодоме
Чтобы попробовать такой формат, не обязательно покупать дорогой и непростой в обслуживании караван: во многих странах их можно арендовать. Цены зависят от сезона и уровня оснащения машины. Но на этом организационные вопросы, конечно не заканчиваются.

Как проложить маршрут

Здесь лучше всего ориентироваться на свои цели: сколько мест вы хотите посетить, как далеко они друг от друга, какого качества дороги их соединяют. Предпочтителен кольцевой маршрут, чтобы в конце путешествия вернуться в точку аренды автодомов. Внутри маршрута график гибкий — можно переезжать в новое место хоть каждый день, а можно жить прямо рядом с удобными локациями для параглайдинга, скалолазания, серфинка, каякинга и любой другой интересной вам активности.

Даже если весь маршрут пролегает по трассам, горные дороги и/или подъезды к красивым диким местам, скорее всего, окажутся грунтовыми. В вопросах проходимости всё зависит от машины, на основе которой сделан кемпер. Среднестатистический караван чувствует себя как обычный микроавтобус — специальное оснащение не меняет длину базы или высоту клиренса. Если планируете ездить по диким местам, лучше поискать полноприводные версии машин.

Стоянки

Остановиться на ночёвку или на несколько дней на караване можно практически в любом понравившемся месте. Но если хочется провести это время более комфортно, лучше поискать специализированные стоянки: там можно подключиться к внешнему электропитанию, заполнить баки с водой и опустошить септик. Идеальная стоянка — с выделенными машиноместами, где для каждого кемпера есть консоль с розеткой и источник воды. Для поиска стоянок можно пользоваться гугл-картами или приложениями вроде Park4night.

На стоянке
Плюсы и минусы

По сути автодом — это удобная, но маленькая квартира со всем необходимым для жизни. Здесь не получится чувствовать себя так же вольготно, как в гостинице: если на маршруте не так много стоянок или хочется на них сэкономить, придётся аккуратнее расходовать воду и, возможно, ресурс аккумуляторов.

Если говорить о финансовой точке зрения, то расходы на варианты «гостиница + арендная машина + питание в кафешках» и «аренда автодома + топливо + стоянки» — примерно одного порядка. Но караван даёт мобильность, и если вам интересно совместить отдых с какой-то аутдор-активностью или просто посетить как можно больше мест за ограниченное время, и при этом вас не пугает перспектива заранее продумывать всё до мелочей — вам это, пожалуй, подойдёт.

Далее расскажем о нашем опыте организации коммерческого тура, совмещённого с обучением полётам на параплане.

Стоянка — в любом удобном месте, без привязки к гостиницам и транспорту
Почему Турция
В России сейчас тоже развивается такой вид туризма, в крупных городах можно взять кемпер в аренду — от внедорожников с палаткой на крыше до максимально экипированных автодомов. Смелые решаются на приобретение собственного каравана, чтобы путешествовать без ограничений. Но на наш взгляд ограничения всё же есть, и чтобы нормально организовать жизнь в дороге, понадобится немало усилий. Условий для комфортной стоянки практически нет, и самые важные вопросы вроде где набрать воды или подключиться к электричеству, остаются открытыми.

В Турции развивается туризм в целом и автомобильный в частности: много специализированных стоянок для кемперов, лояльные экологические нормы, да и просто хорошие дороги, что начинаешь ценить только в сравнении. И даже если сегодня на твоём маршруте нет оборудованной стоянки, ты знаешь, что запаса воды и аккумуляторов хватит до следующей.

Полёты на параплане
Вернёмся к главной цели нашего путешествия. В Турции значительную часть территории занимают горы, а там, где они подходят к морю, — обычно самые красивые места. На южном побережье страны много потенциально лётных локаций, но мы выбираем не слишком сложные, чтобы можно было запускать учеников, и не слишком далеко разбросанные по карте, чтобы уложиться с переездом в 2-3 часа.

Самое популярное среди парапланеристов место — конечно, Олюдениз. Здесь высокая гора с оборудованными стартами и подъёмником, а внизу — длинный пляж и множество соответствующей инфраструктуры. Но сюда мы приезжаем не сразу: сначала проводим обучение с наземной подготовкой и первыми слётами с невысокой горки около деревеньки Бадемагаджи — в спокойном месте, где нет большого количества других парапланеристов.

Ещё одна знаковая локация — Памуккале. Здесь тоже есть оборудованные старты для полётов, а линия снижения проходит над археологическим парком Памуккале-Иераполис, и можно рассмотреть всю эту красоту сверху. А по утрам неизменно радует шоу пролетающих воздушных шаров.
Наземная подготовка перед первыми полётами
Семейный отдых
Вопреки сложившемуся мнению, что парапланерные выезды — это скучно, в турах с FLYDAY всегда есть чем заняться нелетающим, и особенно в Турции! В этой поездке у нас были и студенты-одиночки, и семьи с детьми. Скучать не приходилось: пока глава семьи летает, остальные могут отдыхать на пляже в Олюденизе, гулять по термальным источникам Памуккале или пойти в трекинг и посмотреть новые красивые места.

Детям в автодомах весело — примерно как в домике на дереве, можно спать «на чердаке» или побороться с братом за самое удобное место. Желающие могут поучаствовать в наземной подготовке и научиться поднимать параплан.

Трекинг к диким пляжам в Олюденизе
Автодома
Для выезда с учениками мы взяли кемперы двух видов: поменьше на базе микроавтобусов Fiat — на 1–3 человек, и побольше на базе IVECO — на 4–6 человек, семейные. Внутренняя организация у них практически одинаковая.

Что есть кроме спальных мест:
  • кухонная зона с газовой плитой, в больших автодомах с духовкой;
  • посуда и электрочайник;
  • холодильник;
  • обеденная зона, она же — пассажирские места, и всё это можно превращать в спальное место, сложив столик;
  • душ с возможностью нагреть воду;
  • туалет с септиком;
  • наружный душ;
  • набор кемпинговой мебели + раскладной шатёр-маркиза;
  • автономная отопительная система Webasto.

Всё это даёт ту самую степень свободы, когда ты практически в любом месте можешь остановиться, отдохнуть, приготовить обед или ужин — и всё это без особых усилий и в довольно уютных декорациях. Хорошо, если это специальная стоянка — там можно заправить баки водой и подключиться к электричеству. Но не страшно встать и в диком месте: аккумуляторов хватает больше, чем на сутки, к тому же в дороге они заряжаются.
Создаём уют буквально на пустом месте
Такой вид отдыха нередко сравнивают с гостиничным, но на наш взгляд это не совсем верно. Автодома не хуже и не лучше гостиниц, это просто другой подход. Для кого-то здесь меньше комфорта, кому-то не понравится возиться с септиком или заправкой баков, но мобильность перевешивает этот минус. К тому же в наших выездах все вопросы организации и быта мы берём на себя. А ещё можно сравнить с палаточным отдыхом — ты примерно так же свободен, но не ходишь пешком и не носишь домик на себе :)

Для нас путешествие на автодомах стало отличным способом продлить лето, а вместе с этим не только научить людей летать, но и показать им максимум из той красоты, что можно увидеть в Турции за неделю.

Ещё полезные статьи: