Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности
С кем начать летать
Руководство по выбору школы для первоначального обучения
Итак, вы насмотрелись в интернете красивых и заманчивых видосиков про свободные полёты. А может, вас прокатили в тандеме или вы на популярном горном курорте увидели в реальности, как летают другие. И — «Вау! Как круто! Я тоже так хочу!»

Если бы это знаменательное событие произошло с вами в прошлом веке, ваш вероятный путь — просто купить крыло и «разбежавшись, прыгнуть со скалы». А там — как получится.

Команда клуба FLYDAY
Теперь же, спустя 30 лет, всё стало гораздо сложнее. Возникли клубы, школы и федерации. Параглайдинг стал официальным спортом, который собирает тысячи спортсменов и болельщиков. Разработано множество программ, сайтов и полезных приложений. Появились официальные правила, регулирующие движение в зонах воздушного пространства. Оборудование сделало гигантский шаг в сторону улучшения лётных характеристик, безопасности и специализации. А главное — сформировалась и зарекомендовала себя методика обучения лётному мастерству, появились специально обученные и сертифицированные в национальных федерациях инструкторы.

Попробуем помочь вам разобраться во всех этих хитросплетениях, чтобы перечисленные сложности не напрягали вас, а остались заботой вашего клуба. С этой целью подготовили для вас несколько разумных советов о том, как правильно выбрать школу.

Безопасность
Первый учитель — в любой сфере самый важный. Ваш первый инструктор обязан быть опытным и квалифицированным, иначе нелепые травмы — лишь вопрос времени. Психологическая совместимость тоже важна, но безопасность превыше всего, и экономить на ней нельзя ни в коем случае.

Это же справедливо и для первых выездов в большие горы. Летая с подготовленными инструкторами, в нештатной ситуации вы можете рассчитывать на быстро и профессионально организованные спасательные работы в малой группе в условиях горной местности.

Со списком аккредитованных инструкторов вы можете ознакомиться на сайте Объединённой федерации сверхлёгкой авиации РФ.

Снаряжение
Для наглядности сразу представьте такую ситуацию — вы решили научиться водить автомобиль и пришли в автошколу, а там вам показали ржавое «ведро с болтами» от Автоваза 1964 года выпуска с пробитой крышей, без двери, у которого отваливаются колеса на ходу, а завести его можно только впятером с толкача, и сказали: «Научитесь сначала ездить на этом, а потом выдадим вам нормальную машину». Что бы вы подумали?

Практика многих школ сегодня — старые, списанные, «ушатанные» крылья для наземной подготовки и первоначального обучения. Их не жалко, и да, в некотором смысле после них вы сможете легко поднять любое нормальное крыло, но, скорее всего, неправильная техника уже войдёт в привычку. Такой подход — экономия для школы за счёт времени, сил и нервов ученика.

В нормальной школе не экономят на оборудовании для студентов. Даже в самом начале крыло должно быть новым и современным. Оно сократит ваш срок обучения в разы и не привьёт неправильных навыков, на устранение которых вы потом потратите массу времени и сил.

Простой тест: современный учебный параплан должен подниматься в полётное положение без помощи рук даже в штиль, если сделать несколько быстрых шагов. И только потом будет нужна коррекция.

Количество учеников
Помимо прочего, полезно поинтересоваться, сколько обучающихся на одного инструктора в конкретной школе в конкретном месте в конкретное время. Исходя из собственного многолетнего опыта, мы пришли к выводу, что максимально эффективный подход — до 2 или, в некоторых случаях, 3 человек.

Обязательно уточните, сколько парапланов задействовано в обучении. На этапе наземной подготовки достаточно одного комплекта на двоих, но, когда дело доходит до полётов, идеальное решение — свой комплект у каждого. Иначе вам придётся постоянно дожидаться своей очереди, и эффективность обучения будет сильно ниже за тот же отрезок времени.

Форма обучения
Спортивные сборы, кэмпы или туры, выезды на лётные споты в формате экспедиций — всё это довольно эффективные варианты. Конечно, если вы очень занятой человек, можете заниматься по выходным, а теорию изучать по книгам в свободное время, но выезд в лётное место с полным погружением не заменит никакая «удалёнка».

Важный момент! Поинтересуйтесь организацией выезда — всё включено или каждый сам по себе? Если организационные вопросы берёт на себя школа, вы не отвлекаетесь от главной задачи — летать и получать удовольствие. В таком случае первый несложный полёт в ламинарных условиях с пологого холма в нашем клубе можно совершить уже через 80 минут обучения.

А ещё мы обеими руками за семейные выезды, учим летать жён и детей пилотов — при их желании, конечно. А если они предпочитают оставаться нелетающими, то всегда могут развлечься на экскурсии, в трекинге, на конной прогулке или даже на пляже.

Рекомендации
Отзывы — важная часть выбора при прочих равных условиях. Сайты, контент в соцсетях, советы друзей тоже помогают выбрать. Но важно помнить о человеческом факторе: в нашем деле люди склонны превозносить того, кто первый открыл им путь в небо, при этом не обращая внимание на такие «мелочи», как легальность, безопасность, техника, методика и теория. Представление об этих аспектах появится позднее — и, скорее всего, придётся переучиваться заново.

Так что, даже если вам понравилась красивая картинка или эмоциональный рассказ, необходимо удостовериться как минимум в компетенции инструктора — в том числе на сайте ОФСЛА РФ.

Что в итоге?
Получив необходимый минимум теории и навыков, посмотрев на выездах, как летают другие, вы сможете выбрать из многообразия лётных дисциплин и активностей, куда двигаться дальше:
  • летать в выходные на домашнем споте;
  • сёрфить в динамическом потоке вдоль склона;
  • ходить по горам и слетать вниз на ультралёгком крыле;
  • летать долгие и высокие маршруты, ездить по знаковым лётным местам;
  • изучать и практиковать фигуры высшего пилотажа в воздушной акробатике;
  • проноситься вдоль скального рельефа, рассекая воздух на минивинге или спидглайдере.

Конечно, это не полный список возможностей, и каждый найдёт для себя оптимальный способ не расставаться с небом. Со временем всё это станет вам доступно, если вы не пренебрегаете обучением у квалифицированного инструктора. Чтобы подтвердить полученные знания и навыки, вы можете сдать экзамен на национальную лицензию пилота параплана и летать самостоятельно (но это не точно 😁).